- Сознание
- – высшая форма отражения действительности, сознание – продукт деятельности головного мозга.
Человеческое сознание вырабатывается в результате исторического развития. Сознание не только отражает происходящие события объективного мира, оно также использует запас знаний для создания способов переработки окружающей среды для удовлетворения потребностей человека. При формировании сознания человека необходимо человеческое окружение, наличие человеческого общества. Дети, прожившие и развивавшиеся среди животных, не обнаруживают признаков сформировавшегося человеческого сознания.
Физиологической характеристикой сознания, согласно И. П. Павлову, является оптимальная деятельность в данный момент определенного участка коры больших полушарий мозга, которая (если предположить, что кости черепа прозрачны) в виде яркого пятна перемещается по поверхности мозга. Данная мысль о подвижности очага наиболее оптимальной активности сознания подтверждается электроэнцефалографическими исследованиями.
Сознательная деятельность – деятельность, которая осуществляется со знанием объективного значения ее задач, с учетом всех особенностей ситуаций и последствий деятельности как для индивидуума, так и для общества.
Автоматизированный акт – способность человека осуществлять, не осознавая, упрочившееся действие. Эта способность вырабатывается в процессе исторического развития человека и является целесообразной.
В основе акта автоматизации лежат следы нервных процессов, возникшие в процессе тренировки.
Под бессознательной деятельностью понимают, с одной стороны, такие ее формы, когда человек недостаточно осознает цель, задачи и последствия своей деятельности. Совершенствование в историческом развитии человека познания явлений и событий обогащает знания, но многое остается непознаваемым.
* * *
- одно из основных понятий философии, социологии и психологии, обозначающее человеческую способность идеального воспроизведения действительности в мышлении. Высший уровень психического отражения и саморегуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. Эмпирически С. выступает как непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его "внутреннем опыте" и предвосхищающих его практическую деятельность. Психология изучает происхождение, структуру и функционирование С. индивида. С. характеризуется: активностью, интенциональностью (направленностью на предмет: С. всегда - С. чего-либо, см. Интенция), способностью к рефлексии, самонаблюдению (осознание самого С.), мотивационно-ценностным характером; различной степенью (уровнями) ясности. С. любого индивида уникально, оно обусловливается внешними по отношению к С. и независимыми от него факторами (прежде всего структурами той социальной системы, в которой существует индивид). Изучение С. сталкивается с двумя основными трудностями. Во-первых, все психологические явления предстают перед индивидом в той мере, в какой они осознаются (в том числе бессознательное, которое осознается либо в результате специальной процедуры "доведения до С.", либо косвенно - в виде искажений С.). По данным самонаблюдения, С. лишено собственной психологической специфики - его единственный признак состоит в том, что благодаря С. перед индивидом предстают (с той или иной степенью ясности) различные явления, составляющие содержание конкретных психологических функций. Поэтому С. либо рассматривалось как общее "бескачественное" условие существования психики и обозначалось, по существу, метафорически ("свет С.", "поле С.", "С. - общий хозяин психических функций" и т.д.), либо столь же неправомерно отождествлялось с какой-либо психической функцией (чаще всего со вниманием или мышлением). В первом случае о конкретном (в том числе экспериментальном) изучении С. вообще не могло быть речи, во втором - этот вопрос подменялся изучением соответствующей функции. Все это порождало мнение, что С. для научной психологии - вообще фикция (У. Джеймс). Вторая трудность вытекает из первой: С. (как и отдельные психические функции) не локализуется во внешнем пространстве, но в отличие от психических функций С. (из-за его "бескачественности") не удается "расчленить" и во времени. Исследователи не смогли обнаружить характеристик С., по которым его можно было бы изучать известными психологии методами (например, измерять в определенные единицы времени, сравнивать С. за определенные отрезки времени). Важной для конструктивного анализа С. явилась восходящая к И. Канту идея о наличии устойчивых, инвариантных структур, схем С., накладывающихся на непрерывно меняющийся поток сенсорной, поступающей от органов чувств, информации и организующих его определенным образом. На протяжении веков психологический анализ С. отражал различия в философском понимании его природы. Структуры С. индивида формируются в раннем онтогенезе благодаря присвоению ребенком структур такой деятельности, как общение со взрослым. Структура совместной деятельности порождает структуру С., определяя соответственно следующие его основные свойства: социальный характер (включая опосредствованность знаковыми, в том числе вербальными, и символическими структурами); способность к рефлексии и внутренний диалогизм; предметность. Выступает в двух формах: индивидуальной (личной) и общественной.
* * *
(словообразовательная калька лат. сonscientia – осведомлённость, круг осведомлённых лиц; сознание, понимание, убеждение; совесть /например, «совесть стоит тысячи свидетелей/; дурная совесть, чувство вины) 1. характеристика физиологически нормального состояния в виде активного психологического функционирования, когда, как обычно говорят, человек пребывает «в ясном сознании и твёрдой памяти», то есть он «не потерял сознание»; 2. те аспекты психической жизни, на которые направлено в данный момент внимание индивида. В этом смысле различают предметное сознание (направленное на окружающий мир) и самосознание (сознание происходящего во внутрипсихической области); 3. компонент психики, доступный самонаблюдению, интроспекции; 4. в психоанализе – область психики, доступная осознанию, способность пассивно воспринимать собственные акты психического. При этом не всегда понятно бывает понятно и нуждается в уточнении, имеется ли в виду первичное самоосознание, то есть непосредственное знание того, что индивид делает, или понятие относится к рефлексивному самоосознанию, то есть обращению внимания на собственные психические процессы с целью самоисследования. Тенденция пренебрегать значимостью функций сознания послужило основой для широкой экзистенциалистской критики в адрес фрейдовского психоанализа, не говоря уже об экзистенциализме, в котором употребление этого термина осуждается; 4. высшая форма отражения человеком действительности, совокупность психических процессов, позволяющая индивиду ориентироваться в действительности, во времени и в собственной личности; сознание обеспечивает преемственность опыта, единство и многобразие поведения, непрерывность и последовательность психической деятельности. А.Р.Лурия, следуя Л.С.Выготскому, полагает, что сознание – это сложная структурная единица, имеющая смысловую функцию; 5. форма психической деятельности индивида, посредством которой первичная информация, содержащаяся в сенсорных стимулах, переводится в новую, символическую систему значений об окружающим мире и внутриличностной области благодаря мышлению и речи. Сознание, в таком его представлении, проявляется тем, что индивид приобретает способность выделять себя из окружающей действительности, различать воображаемое и реальное, субъективное и объективное, общаться с другими людьми посредством обмена значениями и смыслами, получая тем самым способность к рефлексии и произвольно менять направление как своей внутренней, так и внешней активности. Развитие сознания теснейшим образом связано с бессознательным (включая «подсознание» и«надсознание») и функционированием Я индивида, при этом имеется в виду, что сознание развивается благодаря усвоению информации, источником которой является социальная, культурная среда обитания. Наиболее ранней формой сознания у человека является существующая у него до развития речи и речевого мышления – предсознание или бодрственное сознание. См. Бессознательное; 6. в философии – а) в рамках материалистической философии – термин характеризует важнейший системный компонент человеческой психики, функционирование которого обеспечивает человеку возможность вырабатывать обобщённые знания о связях, отношениях, закономерностях объективного мира, ставить цели и разрабатывать планы, регулировать и контролировать эмоциональные, рациональные и предметно-практические отношения с действительностью, определять ценностные ориентиры своего бытия и творчески преобразовывать условия своего существования; б) в феноменологии – сознание описывается как нечто неотделимое от непосредственной жизненной реальности. Вычленяется дорефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через пласт бессознательного», и рефлексивный уровень сознания, осуществляемый «через языковые структуры (психоанализ, структурализм, герменевтика)».
* * *
– восприятие внешней и внутренней реальности, характеризующееся такой психической деятельностью человека, при которой мыслеобразование становится знанием этой реальности. В психоанализе сознание является не сущностью, а качеством психического и единственным источником, освещающим глубины человеческой психики.В работе «Толкование сновидений» З. Фрейд выделил три сферы или системы психического аппарата: сферы сознания, предсознательного и бессознательного. Сознание рассматривалось им как «чувственный орган для восприятия психических качеств». Он исходил из того, что в бодрствующем состоянии сознание доступно раздражению в двух пунктах: из периферии психического аппарата, то есть из системы восприятия и из раздражений приятного и неприятного чувства, являющихся психическими качествами при изменениях энергии внутри этого аппарата. Отсюда вытекало предположение З. Фрейда о том, что «приятные и неприятные ощущения автоматически регулируют ход процессов заполнения сознания». Впоследствии возникла необходимость сделать представления более независимыми от ощущений неудовольствия, в результате чего система предсознательного оказалась наделенной качествами воспоминаний о словах. Благодаря качествам этой системы «сознание, бывшее до сих пор лишь чувственным органом для восприятий, становится таковым и для части наших мыслительных процессов». Таким образом, как считал основатель психоанализа, образовались две чувственные плоскости: одна, обращенная к восприятиям, другая – к предсознательным мыслительным процессам.
Для З. Фрейда эффект сознания являлся лишь отдаленным психическим результатом бессознательного процесса. Не случайно он подчеркивал, что «отказ от чрезмерной оценки сознания становится необходимой предпосылкой всякого правильного понимания происхождения психического». Это означало, что сознание рассматривалось им с точки зрения наличия предварительной бессознательной стадии, а привилегия сознательной деятельности – как скрывающая от человека его глубинные психические проявления. Вместе с тем З. Фрейд считал, что все возможные случаи отклонения от сознания и неполного проникновения в него являются психоневротическими феноменами. Поэтому «все разнообразие проблем сознания охватывается взглядом лишь при расчленении истерических процессов мышления».
З. Фрейд критически отнесся к тем концепциям, в соответствии с которыми не проводились различия между сознанием и бессознательным, а вместо этого предлагалось рассматривать сознание с точки зрения различных степеней осознанности (ясное сознание, темное сознание, бессознательное сознание). В статье «Некоторые замечания о понятии бессознательного в психоанализе» (1912) он выступил против представлений о делимости сознания и о том, что отдельные мысли могут образовывать особую область сознательного, выделившуюся из сознательной психической деятельности и ставшей чуждой для нее. Подобные представления рассматривались им как основанные на неправильном употреблении понятия «сознательное». В связи с этим основатель психоанализа подчеркивал, что мы не имеем никакого права настолько распространять смысл этого понятия, чтобы обозначать им «такое сознание, о котором обладатель его ничего не знает». Кроме того, замечал он, «существование бессознательного сознания кажется мне еще менее приемлемым».
В работе «Я и Оно» (1923) З. Фрейд развил свои представления о сознании. Прежде всего он подчеркнул, что «психоанализ не может считать сознание сутью психики, а должен смотреть на сознание как на качество психики, которое может присоединиться к другим качествам или может отсутствовать». Сознание является поверхностью психического аппарата и представляет собой систему, пространственно ближе всего расположенную к внешнему миру. Сознание – это восприятия, приходящие извне, то есть чувственные восприятия, и изнутри, то есть то, что называется ощущениями. Быть сознательным – описательный термин, относящийся к непосредственным и надежным восприятиям.
С психоаналитической точки зрения, все знание человека связано с сознанием. Бессознательное можно узнать только путем перевода его в сознательное. Но сознательным может стать только то, что когда-то уже было сознательным восприятием и что, помимо чувства изнутри, хочет стать сознательным. Следовательно, сознательным может стать нечто при помощи следов воспоминания. В то же время следует иметь в виду, что сознание связано как с внешними, так и внутренними восприятиями. Ощущения и чувства делаются сознательными только тогда, когда оказываются в системе восприятия. Словом, говоря о сознании, З. Фрейд соотносил его с восприятиями внешнего и внутреннего мира и тем самым вводил в структуру психического аппарата систему «восприятие-сознание». Именно эта система рассматривалась им в качестве ядра Я, где Я представлялось связной организацией психических процессов личности.
В «Очерке о психоанализе» (1940), написанном в 1938 г., но опубликованном после смерти, З. Фрейд отмечал, что сознательные процессы находятся на периферии Я, однако внутренние процессы в Я также могут приобретать свойство сознательного, чему способствует работа функций речи, обеспечивающая устойчивую связь материала Я с отпечатками в памяти зрительных и слуховых восприятий. Идеи и мыслительные процессы могут стать сознательными, но для этого требуется специальная методика – «проверка на реальность». Таким образом, как считал З. Фрейд, уравнение «восприятие = реальности (внешнему миру)» уже не подходит. Ошибки, которые могут при этом возникнуть, называются галлюцинациями. Они характерны для сновидений и для некоторых психических заболеваний.
В конечном счете З. Фрейд утверждал, что психология сознания способна понять нормальную функцию психики не в большей степени, чем значение сновидений. В ее распоряжении находятся данные сознательного самовосприятия, но этого оказывается недостаточно для постижения сложности психических процессов, раскрытия их взаимосвязей и нарушений. В отличие от психологии сознания психоанализ основывается на гипотезе о психическом аппарате, расположенном в пространстве, структурированном и развивающемся в соответствии с потребностями жизни, которые «обусловливают сознание лишь в определенной точке и при определенных условиях». Отталкиваясь от данной гипотезы, психоанализ предлагает технические приемы «заполнения пробелов в явлениях нашего сознания».
* * *
Совокупность психических процессов, обеспечивающих осознание себя, ориентацию в пространстве, времени и окружающей обстановке. Это возможно при наличии определенного уровня бодрствования и познавательных функций. Сознание зависимо от функционального состояния ретикулярной формации покрышки моста и среднего мозга. Расположенные здесь активирующие структуры ретикулярной формации определяют уровень бодрствования и поддержание тонуса коры большого мозга.
* * *
высшая, свойственная только человеку форма психического отражения сформировавшаяся в антропогенезе и общественно-историческом периоде развития человека в трудовой деятельности при постоянном языковом общении с другими людьми. С. представляет собой способность человека понимать окружающий мир, происходящие в нем процессы и явления. Атрибуты С.: познание, переживание, отношение. Функции С.: когнитивная, регулятивная и коммуникативная. Структура С.: знание, ощущение, восприятие, воображение, мышление.
* * *
высший уровень развития психики и форма отражения действительности, свойственные только человеку. Как уровень психики С. есть результат общественноисторического развития человека и прежде всего общественно-производственной деятельности и речевого общения. Как форма психического отражения С. проявляется в осознании человеком окружающего мира и самого себя. Активность С. выражается в познавательной и практической, преобразующей объективный мир деятельности человека.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.